Уникак универсальные кактусы

Рассказ первоапрельский, однако всё описанное в нём имело место быть. у нас на сайте.

Эта история повествует о том, как иногда процесс разработки сайта с самого начала становится обречён на неудачу, однако ни один из участников процесса не видит очевидных вещей до самого конца, не хочет признаться самому себе в приближении печального финала и, что самое обидное, остаётся не лучшего мнения об остальных участниках процесса.

Вместо предисловия

Всё описанное в статье имело место быть, а мы имели несчастье стать участниками происходящих событий. Все имена и названия изменены, все совпадения или сходство случайны. Ни одна должность, название программы, дата или сумма не изменялись.

Итак, 2012 год, Москва.

АрбузоРост

Компания «АрбузоРост», как можно предположить из названия занималась выращиванием арбузов. Они пришли на этот рынок в далёком 1993 году, когда перестройка только закончилась и в России настала эпоха дикого рынка, предпринимателей было много, но ротировались они слишком часто, чтобы кто-то к ним успел привыкнуть. Компания занялась выращиванием арбузов в средней полосе и построила небольшую ферму в подмосковье, а в пределах МКАД был построен гигантский 2 этажный крытый рынок, на первом этаже которого продавались обычные полосатые арбузы, а на втором этаже Особые монохромные для взыскательной публики. Так сказать сегментация на бюджетный и премиум товар.

К 2000-м годам на рынке появилось множество других игроков, желающих подзаработать на овощах-фруктах, так что монополия на рынок была вскоре утеряна.

Вместе с утерей монополии было утеряно и лидерство, так что к моменту описываемых событий АрбузоРост был обычной компанией средней руки с фермой, арбузохранилищем и несколькими розничными точками, которые с переменным успехом то открывались, то закрывались.

В феврале 2012 было принято решение сделать ставку на новый бренд, доселе раскручивавшийся довольно слабо. В планах было: выпустить рекламу по ТВ, подготовить большой объём полиграфических материалов (буклеты, листовки и т.п.) и сделать новый сайт, который бы объяснил, что именно этот бренд – самое умное, красивое, вкусное и правильное решение, которое только может принять потребитель.

ИТОГО, имеем старый бренд с богатой историей, имперскими амбициями и смутный план по покорению мирарынка.

Автор в тот момент работал именно в АрбузоРосте на позиции IT-PRO в отделе рекламы.

Процесс разработки нового сайта

Это был именно Процесс с большой буквы! Владелец и директор АрбузоРоста собирали совещания с лучшими людьми компании, приглашали экспертов из веб студий, сделавших сайты конкурентам, рисовали наброски и делились идеями. В общем, процесс разработки сайта шёл полным ходом уже несколько месяцев, и автор этих строк уже несколько скептически был настроен в отношении результата, поскольку каждое новое совещание, как правило, начиналось с мозгового штурма новой гениальной концепции.

Уже примерно месяц в компании проработали представители некой студии, оказывающей консалтинговые услуги, задачей которых было написать ТЗ на сайт. К сожалению, даже у них ничего не вышло… Договор был расторгнут, исполнитель оставил себе аванс, а АрбузоРост концепцию «Smart» - умный арбуз! Концепция была проиллюстрирована Арт-директором АрбузоРоста в MS Paint из фрагментов других сайтов, старого сайта компании и неких набросков, неизвестно откуда взявшихся.

Но однажды произошло знаковое событие, важность которого тогда никто не оценил. Консультант по развитию АрбузоРоста (фигура близкая к Владельцу, а потому влиятельная, хоть и без должности в официальной структуре компании) предложил составить список веб-студий, делавших сайты конкурентам и встретиться с теми, чьи работы ближе всего к Smart’у.

Первой в списке значилась компания «Пятое Колесо», сделавшая сайт никому не известному аграрному холдингу «УниКак» («Универсальные кактусы»).

Первая встреча

Первая встреча с «Пятым Колесом» произвела на меня неизгладимое впечатление.

Дело в том, что на встречу приехала девушка, представившаяся финансовым директором.

Это удивительная синергия исполнителя, присылающего финансового директора, и заказчика, который приводит на совещание всех: Владельца бизнеса, Генерального директора, Консультанта по развитию, Директора по закупкам, Арт-Директора и, собственно, IT-PRO, занимающегося сайтами компании!

Большим откровением стало лишь то, что за все 2 или 3 часа совещания так ни разу и не было затронуто ни единого практического вопроса о разработке будущего сайта.

Сайт «продан» не был.

Ещё примерно месяц АрбузоРост «варился» в собственном соку, периодически встречаясь с различными компаниями, делавшими сайты для «конкурентов». Единственным с кем встреча так и не состоялась, несмотря на наши старания – с компанией Х, сделавшей сайт нынешнему лидеру рынка. Эта история о другом, поэтому мы не станем останавливаться на том, почему так произошло, лучше вернёмся к происшедшим событиям.

Вторая встреча

Примерно через месяц после неоднократных просьб Консультанта по Развитию в офис АрбузРоста вновь были приглашены представители «Пятого Колеса».

Приехали сразу трое: Арт-Директор, Финансовый директор и будущий Project-менеджер.

АрбузРост не отставал и на совещание позвали: Владельца, Генерального, Консультанта, Арт-Директора, IT-PRO, нового начальника отдела Рекламы (вакансию закрыли прямо перед встречей, так что человек не был в курсе большинства страстей, кипевших вокруг проекта).

Важным моментом было то, что сайт необходимо было запустить уже через месяц – к началу рекламы по ТВ (согласованные с телевизионщиками ролики содержали адрес сайта и переработать их было уже проблематично).

Все участники совещания едва поместились в конференц-зале АрбузоРоста и приступили к «работе». Обсуждение концепции «Smart» заняло примерно 2 или 3 часа, после чего представители «Пятого колеса» были «заперты» в отдельном кабинете для «мозгового штурма» и состоялся второй раунд переговоров.

По итогам дня нарисованные в MS Paint макеты Арт-Директора Арбузов были переданы Колёсам, утверждён бюджет проекта в 150.000р и достигнута договорённость подписать бумаги и начать работу уже на следующий день.

Сайт был «продан».

Резюме

На этой мажорной ноте мы хотели бы прервать своё повествование. Возможно, это выглядит несколько резко, однако всё необходимое мы уже рассказали.

Добавим лишь, что разработка проекта была отдана на аутсорсинг в Сибирь, как заказчик, так и подрядчик потеряли контроль за проектом, и «в срок» удалось запустить проект лишь отдалённо напоминающий то, что заказчик хотел. Заказчик получил ещё один счёт на «доп работы» на доделывание всего того, что ему наобещали, но не прописали в документации к проекту. А исполнитель получил проект, который даже постеснялся разместить в своём портфолио.

Спустя год автора этой заметки посетила мысль. А ведь уже по итогам описанных событий можно было предсказать результат. Иначе просто и не могло быть.

Подумаем:

1) на первую встречу финансовый директор «пятого колеса» потратил примерно половину рабочего дня

2) На вторую встречу 2 директора и 1 менеджер «пятого колеса» потратили целый рабочий день

3) Предположим, что заработная плата менеджера составляет 50.000р, а директора 100.000р (не такие уж большие цифры даже для средних московских веб студий)

Итого:

1) «Пятое колесо» потратили на этот проект ещё до начала работ 3 рабочий «директорских дня», что означает затраты в 10-15 тысяч рублей

2) До конца второй встречи «Пятое колесо» не могли быть на 100% уверены в результате

3) Таких «потенциально пустых» встреч обычно любая «продающая» веб студия проводит порой по 5-6 для заключения всего 1 сделки.

Таким образом, мы получаем, что ещё до начала работы уже 1/3 не такого большого (по Московским меркам конечно) бюджета была «успешно освоена», а ведь ещё существует норма прибыли!

Единственным способом завершить проект и сделать сайт в такой ситуации действительно становится «отдать куда подальше и забыть», выделив минимум необходимых ресурсов (в том числе менеджерских), что неминуемо скажется как на качестве реализации, так на контроле и на оперативности решения проблем. Как итог все риски аутсорсинговой модели делопроизводства значительно возрастут и выстрелят одновременно, что было продемонстрировано на.

Почему ни автор этих строк (в то время IT PRO на стороне заказчика с немалым опытом удалённой работы), ни многочисленные директора со стороны заказчика об этом не подумали сказать сложно. Однако факт есть факт – именно стремление заказчика сэкономить вкупе с «профессионализмом» генерального подрядчика привели уникак универсальные кактусы к реализации очередного отвратительного в своей ущербности говносайта.


Источник: https://dev.1c-bitrix.ru/community/webdev/user/37620/blog/7282/?sphrase_id=69866383



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

1С-Битрикс Разработчикам - А могло ли иначе быть? - Нам неделя стих

Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы Уникак универсальные кактусы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ