Закрыть ... [X]

Доклад праздники народа

Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Помощь в учёбе. Работы на заказ

Главная - Гуманитарные - Краеведение

Тип работы: Реферат Предмет: Краеведение Узнать стоимость новой

Оригинальная работа

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

1. Виды праздников

2. Молодежные праздники

3. Рождество и рождественско-святочная обрядность

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Большое место в жизни русского населения занимали народные праздники. Они являлись специфическим видом народной культуры, и многие из них уходили своими корнями еще в дохристианские, языческие времена, складываясь, развиваясь в течение веков, сохраняли древние традиции и впитывали новые черты. Они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и многое другое.

В повести писателя-фантаста Станислава Лемма есть герой-ученый, которому со школьной скамьи не удается освоить науку о… праздниках и подарках к ним. Уважаемый ученый очень страдает от этого недостатка, считает, что это очень стыдно!

Если вдуматься, наука о праздниках -- совсем не выдумка: ведь в древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Все они отражали видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус… от поведения которых зависело, будет ли засуха, ураганы, сильные морозы, громы и молнии. Все эти бедствия, казалось людям, Солнце или Луна насылают на людей, чтобы наказать их за какие-нибудь провинности. Поэтому человеку надо было просить у природы прощения, благодарить ее за помощь, за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, т. е. веселым праздником! И рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей.

Наши далекие предки -- древние славяне -- делили год на три праздничных периода «по деятельности света»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву

Можно выделить две основные черты народных праздников: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу и прославлению великой Лады, его матери. Люди как бы готовились к встрече великого светила. А сама встреча была на Масленицу. Потом праздновали Троицу, и до 7 июля -- дня Ивана Купалы (Иванова дня) -- было особенное веселье: все весенние работы в поле завершались, а сенокос еще не начинался. Вот и веселились, отдыхая перед трудными днями сенокоса и уборки урожая. Ивановым днем начинались летние праздники, посвященные самой большой силе Ярилы -- Солнца. 12 июля были Петровки (начало сенокоса), посвященные ученикам Иисуса Христа Петру и Павлу, с 14 по 19 августа -- Спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) -- к нему заканчивали все полевые работы.

Зимой, когда в природе все затихает, наши предки не сидели сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

У наших предков Новый год начинался с марта, с таяния снегов, а не с 1 января. Так было до 1492 года. Князь Иван III повелел считать началом года 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, оброки. А с XVIII в. Петр I изменил все российское летоисчисление и способ празднования Нового года. Государь Петр Алексеевич повелел: «Впредь лета считать в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря 1700 года от Рождества Христова». В знак начала Нового года и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви повелено было «по большим проезжим знатным людям перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и чтоб поспело к 1 генваря 1700 года; а стоять тому украшению генваря по седьмое число того же года. До генваря же в первый день в знак веселья поздравлять друг друга с Новым годом… «

Вот так и утвердился на Руси Новый год -- самый веселый, самый любимый народный праздник. А за ним (7 и 19 января) следуют два больших христианских праздника: Рождество Христово и Крещение. А между ними располагаются Святки.

1. Виды праздников

Первыми возникли праздники, связанные с земледельческим календарем славян, -- календарные, которые начинались в декабре и заканчивались осенью, с завершением уборки урожая.

Затем, с принятием Русью христианства, появились праздники церковные (православные, религиозные). В праздничные дни верующие обязаны были посещать церковь для общей молитвы, а по выходе из нее занимались богоугодными делами: молитвой, утешением скорбящих.

С принятием христианства появились и особые праздничные дни, посвященные святым, чудотворным иконам, событиям священной истории. Многие из них совпадали по датам с древнеславянскими календарными праздниками. Так, Пасха слилась с продолжительными празднествами, включающими жертвоприношения и магические обряды, призванными обеспечить обильный урожай и приплод скота. Рождество Христово -- с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту; праздник Ильи-пророка -- с культом древнего Перуна; Успение, проводившееся в период завершения жатвы, совпало с древними празднествами по этому поводу и т. п. И не спешили славяне расставаться со своими играми, хороводами, песнями и плясками, ряженьем, играми вокруг костров и т. п., которых не одобряла Церковь. Хотя Церковь не только обличала, но даже расправлялась физически с участниками «бесовских игрищ», она так и не смогла полностью вытеснить из жизни древние верования, обряды и обычаи.

2. Молодежные праздники

Чаще всего гулянья молодежи не были бессмысленным времяпрепровождением, они тесно связывались с трудом, отражая его последовательность в связи с природными циклами. В процессе различных форм проведения досуга шла передача от поколения к поколению представлений об окружающем мире, опыта, навыков труда и повседневной жизни, происходило освоение нравственных норм младшими его участниками и развитие их эстетических вкусов.

Хороводы.

Обязательной частью почти всех летних народных праздников являлись хороводы. Они зародились еще в дохристианский период Руси и имели магический смысл: с помощью специальных способов -- песен, игр, наполненных особым содержанием, воздействовать на природу. Целью же такого воздействия было стремление вырастить и сохранить урожай. Девичьи хороводы также должны были способствовать достижению этой цели, так как они были связаны со стремлением «перелить», перераспределить жизненные силы природы и молодого организма. От девичьего тела получали новую дополнительную силу земля-кормилица и растущие на ней злаки: «Где девки прошли, там ржи густы, умолотисты». Игрища с громким смехом, обрядовой эротикой, песнями о любви и молодости, проводимые в период бурного роста хлебов и трав, также имели своей целью помощь земле.

От солнца зависела вся жизнь природы и человека. Возможно, поэтому сама форма гулянья -- круг и его название хоровод связаны с солнечным божеством и солнечными (солярными) знаками.

Хоровод -- особый ритуал, со своими правилами и запретами для его участников, и представление для тех, кто пришел посмотреть на него. Он проводился в весенне-летний период (зимой были редки), главными его участниками были молодые девушки; девочки начинали входить хоровод с 10−12 лет, примерно с 12−13 лет -- парни. Правда, младшие допускались в хоровод чаще как зрители и участвовали не во всех развлечениях, они должны были рано уходить домой. Приходили посмотреть на хоровод и крестьяне старшего поколения, и совсем маленькие дети.

Хороводы в русских деревнях начинали водить с появлением первой весенней травки, с Пасхи могли проводить их непрерывно. «Весна пришла -- игра пошла». А место их проведения чаще всего были деревенская улица, луг за околицей, пригорок над речкой, площадь у церкви.

Хороводы вызывали одобрительное отношение старших. Правда, пожилые грехом считали пляску: «Ежели тихо ходят, не топают, ногами кверху не задирают, то пусть ходят». Священники же православной Церкви относились к ним настороженно, особенно к игрищам во время Троицы или Ивана Купалы, осуждали «скверные песни», «хребтом виляние», «растление» и прочие «непотребства».

Хороводные песни -- предмет особого внимания, так как они были основным элементом хоровода и имели свои особенности. Выделяются два вида песен:

-песни аграрной тематики (плясовые, игровые), т. е. те, где разыгрывалась последовательность сельскохозяйственных работ;

-песни брачной тематики, в которых повествовалось о выборе жениха и невесты; проигрывались отдельные элементы свадьбы, отношения свекрови и невестки и др. Обычным было сочетание этих двух видов песен.

С раннего возраста наблюдая за ним, а затем постепенно втягиваясь в его проведение, ребенок получал прежде всего уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе и осваивал свою половозрастную роль. Нужно было действовать, вести себя так, чтобы быть в ладу с остальными, не задевать интересов других, уметь уступать (первенство, например), подчиняться общему ритму и правилам.

Робкий, застенчивый ребенок смелел в хороводе, мог проявить свою активность и способность к пению, к пляске, сценический дар. Становясь более раскованным и открытым для общения, приобретал шанс быть признанным другими участниками игрищ. В процессе непринужденного общения дети и подростки на неосознанном уровне благодаря примеру и собственной активности «присваивали» определенные образцы поведения взрослых. Так, девушки принимали на себя роль хозяек хоровода, отсюда и соответствующий этикет: они затевали его, приглашали для участия в хороводе, вели его и т. п. Дети видели, как нужно все это проделывать, а затем, в подростковом возрасте, девочки повторяли весь ритуал, внося свои элементы.

И хотя хоровод затевался не для воспитания детей, он был тем не менее поучительным. Песни и сценки, предназначенные совсем не для детей, оказывались образовательным средством. Они раскрывали перед детьми целый мир: рассказывали и показывали им, как живет природа, как трудится человек, какие взаимоотношения связывают родственников, как ведут себя люди в разных ситуациях, и многое другое. Из приведенных песен видно, что ребенок, даже не включаясь еще в трудовую деятельность, узнавал именно в хороводе, как пашут и сеют хлеб, как выращивают лен; узнавал о повадках некоторых животных и птиц, например, о том, что воробей вредит урожаю, склевывая зерно. В песнях, посвященных брачной тематике, много говорилось об обязанностях мужа и жены, о взаимоотношениях свекрови и невестки и т. д. И это была своеобразная школа подготовки ребенка к будущей семейной жизни.

Хоровод преподносил детям и уроки этикета: что дозволяется делать, а что осуждается, как вести себя в определенной ситуации, как обращаться к людям. Здесь же приучались соблюдать заведенные порядки и правила.

Огромна роль хоровода в эстетическом воспитании детей: с малых лет они запоминали множество песен и могли исполнять их вместе, овладевали искусством пляски, сценического перевоплощения. Учились различать прекрасное и безобразное. Здесь давался большой простор творчеству и развитию индивидуальности. Готовясь к хороводу, ребенок уже знал, какой должна быть праздничная одежда. А девочки сами ее изготавливали, проявляя при этом эстетический вкус и творчество.

Игры укрепляли физически, развивали чувство коллективизма и взаимозависимости; в сочетании с речитативом они вызывали жизнерадостность, бодрость.

Посиделки и вечерки

В праздники осенне-зимнего периода (капустки, Святки и др.) и в обычные дни проводились посиделки -- одна из форм общения молодежи. Собирались на них либо постоянно в одной избе, договорившись с хозяином об условиях предоставления помещения, либо переходили из одной избы в другую поочередно. Девушки начинали ходить на них с 14−15 лет, парни с 16−17. Обычно на посиделках работа соединялась с развлечениями. Но были посиделки только развлекательные или только трудовые (например, во время различных праздников или постов).

Девушки приносили с собой прялки или пяльцы для вышивания, либо шитье, а парни плели лапти, вили веревки и высматривали себе невест. Продолжались сборища до полуночи, а то и до утра. Было так: девушки, приходя первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Подходили по одному парни: «Здравствуйте, красные девушки!» А в ответ: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» А если в это время девушки пели, парень делал лишь поклон и садился рядом с той девушкой, которая ему нравилась. Вполголоса разговаривали, пели, вели игры -- и все это чередовалось. Много всего было на посиделках: бывальщины и небывальщины, сказки, шутки-прибаутки, загадки. Были и двусмысленности, нескромные остроты и шутки, заигрывания, которым девушки пытались сопротивляться. В некоторых местностях парень после посиделок мог переночевать в одной постели с девушкой, и это не осуждалось окружающими, но при этом была исключена интимная близость. Девушка блюла свою честь, если же она оказывалась обесчещенной или оставалась с внебрачным ребенком, ее сторонились и осуждали. Поэтому самые дерзкие шутки парней находили отпор у девушки, заставляли ее всегда помнить о своем поведении. Но при этом ухаживания за девушками были открытыми.

Праздничные посиделки собирались только для веселья. Сюда приходили подростки и взрослая молодежь, молодые вдовы и солдатки (кроме, как правило, старших). Любовные и семейные песни, пляски под гармошку и балалайку, игры с поцелуями и др. -- таким весельем заполнялся вечер.

На дневные посиделки девочки собирались с 8−9 лет, главной здесь была работа -- прядение. Приносили с собой лучину, а хозяйке -- гостинец (хлеба или кусок пирога). Чтобы скрасить однообразную работу, девочки придумывали игровые приемы: тянет пряха нитку и говорит: «Як Степановым пошла, потом -- к другим соседям». Сообщая вслух, из какой избы в какую шли, «проходили» всю улицу с одной и другой стороны. «Ты вот так, нитка за ниткой, идешь будто по деревне, а подружка тебя догоняет, ты поторапливаешься, так время-то и проходит». Скрашивало трудную работу и предстоящее ожидание игр и развлечений. Играли в «клетки» и «уголки», в «лягушки» (подвижные игры). Принимались играть и в куклы. Идет девочка на посиделки: в одной руке прялка, в другой -- повозочка с куклами.

Так трудоемкая, утомительная работа среди ровесниц проходила веселее, а ожидание развлечений придавало ей и заманчивость.

Как видим, на посиделках оттачивались трудовые умения, здесь молодые перенимали друг у друга отдельные приемы выполнения определенных действий, обогащали свой опыт. В то же время они были формой занимательного и привлекательного досуга, где узнавали новые песни и пляски, где каждый участник получал радостный эмоциональный настрой, где он мог проявить свою творческую индивидуальность.

3. Рождество и рождественско-святочная обрядность

праздник обрядность гуляние

Рождество повсеместно в России почитали в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2−3 дней в кругу семьи. Хозяйки варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Новый год резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день рождественского поста соблюдался особенно строго: ничего не ели от зари до вечерней звезды. Праздничную трапезу в юго-западных районах проводили на соломе или сене. «В эту ночь приносят сено, пол застилают настольницей и ужинают на этом сене», -- так объясняют этот обычай жители Себежского района.

На Псковщине получила распространение западная традиция -- устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре -- вертепе. Театральное действие делилось на две части: религиозную и светскую. В отличие от западноевропейского варианта, восходящего к средневековым религиозным мистериям, в восточнославянском вертепе большая часть представления была отведена под бытовые сценки из народной жизни, евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа был менее популярен среди русских.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря -- 6 января по ст.) назывался в народе Святками или Святыми вечерами. Сроки Святок и отношение к ним как к празднику было различным даже в пределах Псковской земли. В одних местах все население не работало в течение двух недель, а в других -- работали утром, а вечером собирались на вечерки, в третьих -- Святки считались праздником молодых, поэтому молодые гуляли, а взрослое население в это время могло работать.

Начинались Святки с хождения славильщиков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т. е. петь под окнами рождественские молитвы. В Опочецком районе «вон такой крест сделает, венком кругом… Христоносцы ходили, бывало… как попы пели». Звезду изготавливали из бумаги, вставляя внутрь свечу; могли также носить решето, укрепленное на шесте ребром, во внутреннюю часть решета ставили зажженную свечку; звездой же называли стеклянный фонарь, обклеенный цветной бумагой, со свечой внутри.

Характерной чертой Святок было ряженье. Нередко ряженые совершали обход домов вместе с колядовщиками. Крестьяне, изменив свой облик с помощью нетипичных для обычного времени костюмов и масок, олицетворяли нечисть, которая, по поверью, именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение ряженых отличалось вольностью и шалостями, запрещенными в обычное время.

Повсеместно были распространены сценки с похоронной и свадебной тематикой, сопровождаемые неприличными шутками, осмеянием всех и всего, глумлением над кем и чем угодно.

В некоторых местах Псковской губернии ряженые изображали встречу Нового года: «Один… наряжался стариком, надевал старую оборванную одежду, другой (мальчик) надевал красную рубаху, белую шапку с кисточками, обшитую галуном. Старик -- уходящий год -- садился на стул посреди избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчик -- Но вый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:

С Новым годом! Со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили.

Заключение

Праздники были «не просто эмоциональной разрядкой» от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно «подготовкой» к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия… В центре календарных праздников -- «мотивы продолжения человеческого рода, плодородия земли, плодовитости скота, птиц».

Крестьяне, в большинстве своем даже в конце XIX в. плохо понимали причины явлений природы и смены времен года. Так, приход весны они объясняли прилетом птиц и, желая приблизить это время, обращались к жаворонкам, ласточкам с просьбой вернуться в родные края, подражали птичьему щебетанию, выпекали фигурки птиц. Земледельцы считали, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала (отсюда, возможно, «страда»), рожая хлеб, лен (отсюда «урожай»).

Крестьянин был уверен, что особой силой воздействия на природу обладает слово. Поэтому в обрядовых текстах можно найти много повелительных обращений: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!», «Жаворонки, летите, весну-красну принесите!». Соединенное с музыкой и пением, слово приобретало еще большую силу. Отсюда в обрядовых действиях так много песен, музыки, ритмических плясок.

С магией слова были связаны и обрядовые песни; описывая изобилие, довольство, они призывали их в реальную жизнь. В песнях-пожеланиях, величаниях воспевались неправдоподобное благополучие, идеальные семейные отношения. С такими пожеланиями обходили дворы колядовщики на Святки, во время Масленицы, первого выгона скота. Выполняющие такой обход выступали не скромными просителями, а коллективом людей, магический обряд которых должен был вызвать желаемое в будущем. Поэтому ватага колядовщиков просила не смиренно и покорно, а требовала угощения.

Список используемой литературы

1. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. -- М.: «Школьная Пресса», 2003. -- 144 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 36).

2. Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. -- М. :Школьная Пресса, 2004. -- 128 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 52.)

Показать Заполнить форму текущей работой

Скачать ⥥

Узнай стоимость работы

Тип работы ^ свернуть

Выберите из списка Диссертация Дипломная Курсовая Контрольная работа Реферат Отчет по практике Чертёж Билеты к экзаменам Эссе Проверка выполненной работы Семестровая работа Другое Онлайн помощь Перевод Презентации (PPT, PPS) Доклад Шпаргалка Диссертация Магистерская Монография Выбрать тип работы Часть диплома Дипломная Курсовая Контрольная Реферат Диссертация Научно-исследовательская работа Отчет Ответы на билеты Монография Эссе Доклад Компьютерный набор текста Компьютерный чертеж Рецензия Перевод Репетитор Бизнес-план Конспекты Проверка качества Единоразовая консультация Аспирантский реферат Магистерская работа Научная статья Научный труд Техническая редакция текста Чертеж от руки Диаграммы, таблицы Презентация к защите Тезисный план Речь к диплому Отзыв на диплом Публикация статьи в Вак Essay Admission / Scholarship Essay Research Paper Research Proposal Coursework Term paper Article Literature / Movie review Reports Dissertation Thesis Thesis Proposal Creative Writing Business Plan Speech / Presentation Outline Annotated Bibliography Dissertation Proposal Proofreading Paraphrasing PowerPoint Presentation Personal Statement Non-word Assignments Math Assignment Lab Report Code Case Study Other types Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Кандидатская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Лабораторная работа Помощь on-line Копирайтинг Дипломная работа Курсовая работа Реферат Диссертация Контрольная работа Бизнес-план Задача Лабораторная работа Ответы на билеты Отчет по практике Перевод Презентация Решение экзаменов онлайн Сочинение Статья Тест Чертеж Эссе

Предмет

Тема

Кол-во листов   Срочно без наценки Уточнить задание Требования
к работе Кол-во листов Ваше имя E-mail

для доступа к аккаунту, пароль будет выслан

Пожалуйста, заполните отмеченные поля

Желаем Вам успешной сдачи!

Инструкция на странице заказа →

Похожие работы


Источник: http://westud.ru/work/192511/Narodnye-prazdniki


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Праздники русского народа. Народные, Православные и Церковные праздники - Прикольные поздравление женщине с юбилеем в частушках

Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа Доклад праздники народа

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ